Восстановление стартера и генератора своими руками: Газ-13 «Чайка»
Всем нам, или почти всем, приходилось сталкиваться на улицах городов или в музеях с таким аспектом старины, как ретро-кары, они же Олд-таймеры. Что и говорить, действительно очень интересные машины попадаются, красивые, блестят лаком и хромом, как только что с конвейера. Но далеко не все знают сколько труда реставраторам стоит приведение этих машин в первозданный вид. Необходимо не только потратить массу времени на поиск оригинальных запчастей на просторах родины, а зачастую и за ее пределами, но и еще потом привести все эти запчасти в надлежащий вид, где-то подкрасить, где-то и капитальный ремонт требуется. Ведь все должно выглядеть так, как и 40-60-80 лет назад.
Мы, в свою очередь, то же иногда прикасаемся к истории и восстанавливаем стартеры и генераторы на старинные автомобили. Были и генератор с американского Willis 1942г. И Стартер с ГАЗ-АА «Полуторка» и совсем «молоденькие» агрегаты с ГАЗ-21. Ниже опишу процесс ремонта генератора и стартера со знаменитой «Чайки» ГАЗ-13.
Генераторы в то время использовались постоянного тока (современные генераторы являются электрическими машинами переменного тока со встроенными выпрямительными блоками, т.е. диодными мостами). По сути, технология восстановления мало чем отличается от технологии восстановления современных агрегатов, ну да тем не менее, по порядку:
Технология разборки стартера абсолютно идентична генератору, сначала сняли втягивающее, затем вывинтили стяжные шпильки, сняли заднюю крышку с щеточным узлом, вытащили якорь, с якоря сняв стопорное кольцо, снимаем бендикс. У якоря протачивается и шлифуется коллектор, обмотка чистится и пропитывается лаком, в бендиксе меняются ролики, пружинки, забивается новая специальная смазка. Меняются втулки опорные. Во втягивающем протачиваются контакты, либо из меди изготавливаются новые. Корпус чистится и красится в соответствии с его первоначальным видом.
Для начала общий вид и устройство генератора
Основные узлы: Корпус — 31, куда встраивается двухконтурная обмотка -32, крепящаяся «башмаками» -33, передняя и задняя крышки с подшипниками качения – 42 и 7, ротор – 18, приводной шкив с крыльчаткой охлаждения -2, щетки -26 на щеткодержателях -27, закрытых кожухом -36 (классическая для того времени компоновка).
Чтобы привести генератор в тот вид, каким он был много лет назад, мы сделали следующее:
Для начала сняли кожух щеточного узла, затем выкрутили стяжные шпильки -19, соединяющие переднюю и заднюю крышки сквозь корпус генератора, задняя крышка с щеткодержателем отделилась, далее откручиваем гайку шкива и прессом выдавили ротор. Потом съемником вытащили подшипники из крышек. С помощью ударной отвертки выкрутили винты крепления «башмаков» к корпусу и освободили обмотку. (на словах легко, а так приходилось все болты WD-40 отмачивать часами, чтобы не сломать). Далее на роторе протачивается и шлифуется коллектор на токарном станке, ротор промывается специальным раствором, что бы мелки частички графитной пыли не попадали в обмотку и не коротили. Сушится. Cверху видимые части обмотки пропитываются электроизоляционным лаком. Примерно так же приводится в порядок обмотка статора — отмывается от грязи, сушится, пропитывается лаком. Все металлические части корпуса подвергаются сначала мойке, затем пескоструйной обработке, потом в зависимости от пожеланий заказчика порошковой окраске, либо из краскопульта. После окраски в переднюю и заднюю крышки вставляются новые подшипники, к щеточному узлу припаиваются новые щетки и генератор собирается обратной последовательности. Проверка на стенде под нагрузкой и ВСЕ!!! Возможно нам в данном случае повезло, и якорь и статор были рабочие, мы им только профилактику сделали, в случае если якорь или обмотка сидит на «короткую» приходится их перематывать, для этого есть то же технологии, но это в другой раз.Теперь по стартеру:
Вид стартера Газ-13 до восстановления
Схема сборки стартера
Стартер собирается в порядке, обратном разборки. И вот итог!
Так выглядит восстановленный стартер на Газ-13 «Чайка»