Определяем неисправность стартера.
Для начала нужно запустить его… попробовать запустить… Подключаем «минусовую» клемму на корпус агрегата, плюс на болт втягивающего реле и от него небольшим проводком, имитируя поворот замка зажигания в положение «пуск», подаем плюс на клемму М50.
- стартер исправно вращается, бендикс вышел вперёд до стопорного кольца и тоже вращается, не слышно никаких посторонних звуков
- стартер вращается, бендикс выбрасывается вперед и тут же отлетает в исходное положение, действие напоминает стрельбу из пулемёта
- стартер вращается, но бендикс не выходит вперед, а остается в обычном положении
- щелкает втягивающее реле, бендикс вылетает в рабочее положение, но стартер не вращается
- не происходит ВООБЩЕ ничего
- стартер работает после того, как убран «+» с клеммы «50»
- стартер крутит, но очень вяло
- при работе стартера слышны шумы, треск, посторонние звуки
1. Возможно дело было не в стартере? Если стартер сейчас запускается, но при этом не вращал маховик на автомобиле, то в подозреваемых оказывается бендикс и сам маховик. Маховик где-то на авто, а бендикс можно проверить дедовским способом — запустить стартер и с усилием нажать деревянным бруском (подойдёт и ручка от молотка, если вам её не жалко) на зубчатку стартера. Если после этой процедуры от бруска полетели щепки и опилки и стартер временно превратился в пилораму, то смело откладываем стартер в сторону и идём искать причину на автомобиле. Если всё же зубчатка обгонной муфты остановился под нажимом бруска, а вал стартера продолжает вращаться то бендикс подлежит замене.
2. В этом случае неисправна одна из обмоток втягивающего реле. В устройстве соленоида в большинстве случаев имеется две обмотки — втягивающая и удерживающая. Первая отвечает за первоначальное срабатывание контактной группы и подачи напряжения на мотор стартера, вторая за удержание сердечника в рабочем положении. Если неисправна удерживающая обмотка, то мы и наблюдаем подобный «эффект». И в пункте один при проверке стартера деревяшкой — мы бы так же могли наблюдать эту «пулеметную дробь». НО! надо сказать данная неисправность встречается крайне редко у легковых автомобилей. И если вы вдруг, пытаясь завести машину, слышите эту равномерную дробь, то скорее всего у вас просто разряжен аккумулятор.
3. редкий случай, но все же возможен — проверяем механический рычаг между сердечником втягивающего реле и бендиксом. Еще его называют вилкой стартера — изготавливается из металла или пластика — во втором случае он может просто сломаться , треснуть из-за чрезмерных нагрузок. На современных легковых автомобилях данная поломка очень редка.
4. В этом случае скорее всего виновата контактная группа втягивающего реле. Если не появляется чрезмерный гул электрической нагрузки, то значит ток не поступает к моторной части стартера — можно проверить мультиметром — есть ли напряжение на нижнем болту реле или на косички, которая к нему идет от стакана. Если тока нет — однозначно меняем реле. если же напряжение присутствует — то все намного хуже, вплоть до того, что неисправны статор и якорь стартера и проблемы с щеточной группой. Тут без полной разборки не обойтись.
5. Тут гадать бесполезно — разбираем стартер полностью и проверяем каждую деталь отдельно. Необходим тестер, знание электрики за 6 класс и немного опыта.
6. Не разомкнулись «залипли пятаки» втягивающего. Заменяем реле.
7. Скорее всего сильный износ втулок и якорь «ложится» на статор стартера. Но можно говорить и об межвитковом замыкании в намотке якоря или статора. Хотя на большинстве авто, выпущенных после 2000 года в стартерах вместо статорной обмотки стоят магниты. Прозвонить обмотку якоря на межвитковое замыкание, если оно явное, можно всё тем же мультиметром.
8. В этом случае явно проблемы с механической частью и без полной разборки не обойтись.
Выше описан самый примитивный и примерный способ как определить поломку стартера. Для нормальной серьезной диагностики необходимо специальное оборудование. Часто после самостоятельных ремонтов к нам в мастерские приносят россыпь комплектующих, которые некогда были стартером и просят всё сделать — «что бы работало». И это намного сложнее, чем сделать с нуля. ))) Особенно если что-то при разборке сломали, а что-то потерялось. Не переоценивайте свои силы и знания. Сложного ничего нет, но всё же…. )))
Бендикс проверяется визуально, а также усилием, которое требуется, чтобы он провернулся. Втягивающее реле должно при срабатывании замыкать вторичную цепь, проверяется мультиметром. Если стартер не запускается, то однозначно на замену идет втягивающее реле (главное проверить, чтобы напряжение на пуске было не менее 7 V в легковом автомобиле). Можно подать напряжение сразу на «косичку» электромотора стартера, тогда он должен закрутиться без участия втягивающего реле. Если при этом он не закрутился, то на замену идет щеточный узел или якорь (а еще может быть обмотка, если стартер старой конструкции). Якорь проверяется на короткое замыкание, так же как и щеточный узел и обмотка.